?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
представления о мировом Древе
речка
sv_korchanov
Оригинал взят у stragasevera в представления о мировом Древе
"Боян же вещий, если кому хотел песнь сложить, то растекался мыслью-белкой по Дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками." - зачин "Слова о полку Игореве".

Один из самых интересных, языческих по происхождению, фрагментов памятника древнерусской поэзии XII века "Слово о полку Игореве" описывает представления о мировом Древе.

Знаменитый для современников сказитель прошлого по имени Боян, творил основываясь на народной традиции, укоренившейся в фольклоре. С ним автор "Слова" ведет своеобразное соревнование, противопоставляя его "старым словесам" свои "новые былины". При этом автор "Слова" и сам неоднократно прибегает к стилизации под "старые словесы". Так, описывая манеру сочинения своего предшественника Бояна, он сравнивает её с путешествием в трёх мирах. В нижнем мире Боян это волк, в среднем мире он белка, а в верхнем мире орёл.

Одним из первых, кто обратил внимание на то, что слово, "мысль", здесь омонимично по звучанию диалектному слову "мысь", в значениим "белка", был литературовед Алексей Кузьмич Югов. Ему же принадлежит трактование множества "тёмных" и загадочных фрагментов "Слова". Таким образом, мы имеем пример омонимической игры в слова. Фраза на слух звучала и как "растекался (т.е. двигался) мыслью по дереву", и как "скакал белкой по дереву". Это мысль, которая движется в воображении сказителя, и белка на Мировом древе.

Одну белку на Мировом древе мы знаем - это белка Рататоск, которая постоянно скачет по древу Иггдрасиль, и передает известия от орла, который обитает в кроне, для дракона Нидхёгга, живущего в корнях . Белка - это посредник, связующее звено между "верхом" и "низом", совсем как мысль Бояна.

Рататоск белка
резво снуёт
по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла
спешит отнести она
Нидхёггу вниз.

— Старшая Эдда, Речи Гримнира

Таким образом, древнерусские представления о Мировом древе не очень далеки от эддических. О том, что у фразы двойное омонимическое значение (мысль-белка), говорит и следующий фрагмент "Слова":

"О, Боян, соловей былого времени! Как бы ты эти битвы воспел! Скача, соловей, по мысленному Древу, летая умом под облаками, свивая славы нашим временам."

Здесь вместо представления о белке, общего с Эддой, появляется сравнение сказителя-гусляра Бояна и его мысли с соловьем, певчей птицей, также как белка скачущей по ветвям и обитающей на космическом Дереве, которое подчеркнуто называется автором текста "мысленным", то есть воображаемым. Соловья нет в описании Иггдрасиля, но он уже встречается в славянских брачных песнях в том же значении.

Итак, в первом описании Мирового Древа у "Слова" и "Эдды" совпадают и орёл (верхний мир), и белка (средний мир). Но есть еще волк, мир нижний, или лучше сказать дикий, "дивий". В описании Иггдрасиля упоминаются два волка, Сколль и Хати, преследующие Солнце и Месяц. Согласно скандинавской мифологии, когда Сколль очень близко приближается к Солнцу, случаются солнечные затмения. Соответственно, лунные затмения и ущерб Месяца вызывает приближение к нему волка Хати. Упомянутые волки, это дети Фенрира, брата змея Йормуганда, порождения хтонических сил, ведущие свой род от ётунов, великанов земли. У славян же зафиксированы суеверия, что затмения светил вызываются волколаками-оборотнями.

В контексте сравнения с космологией Эдды чрезвычайно показательно, что и в "Слове о полку Игореве" тема затмений светил является центральной. Так, по сюжету "Слова" солнечное затмение предшествует походу Игоря в земли половцев и служит для него роковым предзнаменованием (по летописи затмение случилось уже во время похода). Дальше рассказывается история Всеслава, последнего князя-язычника, оборотня и чародея, который в ночи, обернувшись волком, "перерыскивал путь великому Хорсу". Видимо, здесь опять же речь идет о затмении, на этот раз лунном или же убывающем месяце.

От этих общих рассуждений можно перейти к конкретным находкам древнерусской эпохи. Несколько артефактов, которые изображают орла на вершине Древа мира

ДМ1

ДМ2

1). Подвеска со знаком Рюриковичей, переосмысленном как Древо мира.
2). Наконечник ножен меча, также изображает орла, сидящего на вершине мирового дерева.
3). Самый интересный экземпляр, бронзовый наконечник пояса. На нем присутствует разделение на три сегмента (верхний, средний и нижний миры), где верхний мир доминирует над двумя оставшимися за счет масштаба, что напоминает композицию Збручского идола. На вершине уже знакомый нам сизый орёл, в середине Мировое Древо, изображенное с помощью растительных спиралей-волют, и в нижнем мире корни дерева, напоминающие одновременно личину какого-то хтонического существа.

Находки на территории Руси. Привеска со "знаком Рюриковичей" и фрагмент наконечника ножен меча. На обоих изображены хищные птицы на вершине Мирового Древа

Бронзовый наконечник пояса со следами серебрения.
Изображает орла на вершине мирового древа
Конец IX – середина X вв.
Частная коллекции (Чернигов).
Место находки не установлено.
Фото Александра Кайдуна.


Источник: http://vk.com/drevnosti